Отсутствие вкуса в дизайне в России.

Посвящается всем, кто в теме =)

Вы задумывались, почему российский дизайн (здесь и далее под дизайном понимается графический дизайн, веб-дизайн, дизайн печатной продукции, промышленный дизайн) плетется чуть ли не в самом конце всего цивилизованного мира? Почему у нас все появляется позже? Почему мы все только повторяем за западом, а не запад за нами?

Очевидно, что наша страна находится в информационном вакууме (как во времена Холодной войны). Причиной тому является необразованность преобладающего большинства публики. Мало людей знают английский язык на достаточном уровне, чтобы легко просматривать англо-язычные ресурсы, посвященные дизайну. Элементарно, всему виной заказчики, культура и степень развития эстетического начала которых, не требует никакой “красоты” в дизайне. Точнее их представление о “красоте” в дизайне очень сильно отстает от настоящего положения дел в мире, в ряде стран, идущих впереди всей планеты и создающих моду и новые направления.

Исполнители не могут нормально развиваться и стремиться к совершенству, т.к. они дают заказчику, то что он хочет видеть. И ведь, мало какой заказчик захочет слушать специалистов, потому что думает, что он лучше всех знает, что ему надо. А заказчиков, согласных “пойти на поводу” у исполнителя, очень мало для реального прогресса этой сферы жизни. Процесс, несомненно, идет, но очень вялыми темпами, потому что наша культура дизайна находится в зачаточном состоянии. Ведущие в этом направлении страны взращивают, превосходных дизайнеров, законодателей новых веяний. А мы же только через пару-тройку лет, в лучшем случае, узнаем о том, что было в теме 3 года назад и думаем, что это круть. А на самом деле, круть уже далеко впереди.

И главная проблема заключается в том, что наш заказчик ни разу не требовательный, и рисуя им сайт, визитки, …, можно быть уверенным, что они будут довольны даже самым убогим дизайном, потому что НЕТ КУЛЬТУРЫ! Народу не надо ничего особенного, и это реально мешает правильному развитию дизайна в России. Представьте, если бы заказчик знал, каким бывает дизайн, он бы уже не оставался доволен тем, что ему дают у нас в стране, а требовал большего, и желающим остаться на рынке дизайна студиям, пришлось бы учиться новому и быть в теме. Как же так обучить заказчика, чтобы он провоцировал и заставлял исполнителей учиться и становиться лучшими специалистами?

Совсем недавно я пересматривал статью про тренды в дизайне в 2008 году. Статье уже больше года. Практически ни одна тенденция не видна в нашей стране до сих пор, хотя уже есть статья про тренды в дизайне в 2009 году. Конечно, ведь наша дизайно-индустрия (если она вообще у нас существует) жутко тормозит.

Хотя в нашей стране есть исключения, это очень малое количество хороших дизайнеров, количество которых, я думаю, можно пересчитать на пальцах двух рук. Практически, все они сконцентрированы в Москве и СПБ. Это люди, имена и работы которых, знают ведущие дизайнеры всего мира. Это люди, которыми можно гордиться. Благодаря им, наша страна хоть как-то фигурирует в мире дизайна. Но мне обидно от того, что мы находимся в менее выгодных условиях. Ведь, чтобы вырастить хороших дизайнеров, необходимо их выучить, а информации для этого у нас недостаточно. Ее много на англоязычных ресурсах. Именно там проходит ее ротация =) и дальнейшее развитие, а вместе с ней и развитие дизайнеров.

Вот и задумался я, каким образом можно наладить обучение и “выращивание” наших дизайнеров, о которых будет говорить весь мир?

Высказывайте свои мысли по этому поводу в комментариях.

Related posts

7 Comments

Shebnik  on February 17th, 2009

вполне правильно замечено.

Мы отстаем и потому что мало людей владеет английским хотя бы на уровне чтения. Много качественного материала есть на английском. Не только по дизайну. Я вообще привык каждый день читать про то что мне интересно - админство, новости в хайтек (у нас все равно перепечатки), фотография - все эти вещи я читаю на английском еще и потому что западное образование (даже в колледжах) подразумевает умение излагать мысли письменно, писать эссе.

Что касается дизайна, то я помню выставку по дизайну в США в конце 80х - начале 90х (не помню точно), проходила в экспоцентре на набережной Владивостока. Их промышленный дизайн зародился во время депрессии 30х, когда нужно было хоть как-то стимулировать спрос. В нашей же плановой экономике дизайн не очень то и нужен был…

Опять же в советское время не было доступа к западным материалам. Ни переводным, ни на русском. Да и в условиях деффицита дизайн практически не нужен был… “и так сойдет”.

Что касается концентрации дизайнерской мысли в Москве и Питере - где бабло там и мозги :-) Если ты “обладаешь”, смысл работать за сто баксов в сибири, если можно за штуку в столице? Да и уровень потребителя тоже определяет требования к дизайну на местах…

В лучшем случаем нам нужно сменит ьеще одно поколение. Текущее уже имеет нормальный доступ к миру через сеть. Главное чтобы оно не оболванилось :-)

nitro  on February 17th, 2009

Вообще на мой взгляд, дизайн у нас и дизайн у них (”за бугром”) - он разный. Разный подход и разный, я бы даже сказал, стиль изложения.
Согласен с тем, что в России очень мало талантливых дизайнеров, которых можно просто посчитать по пальцам. Как можно воспитать хорошего дизайнера ? На мой взгляд, надо обязательно общаться в том кругу, участвовать в семинарах и конкурсах, показывать на суждение свои работы и пытаться быть лучше. С одним из лучших дизайнеров России я общался. Кстати, сайт его студии http://pirogov.ru/

К таким сайтам и таким же людям надо стремиться, чтобы постоянно совершенствоваться наращивая скилл дизайнера. Но опять же не факт, что этот твой скилл и твои работы, будут поняты заказчиком в на том уровне, который бы ты хотел.

Аркадий  on February 17th, 2009

Кирилл, в этом посте ты сам отвечаешь на свой вопрос. Очевидно, движения вперед в области дизайна (ровно как и в любых других областях связанных с творчеством) не будет до тех пор, пока в нашей стране не начнет развиваться общий уровень культуры.
Основная работа должна вестись прежде всего в школах - помимо общеобразовательной программы (которую, между тем, я считаю большим злом в жизни человека) необходимо прививать детям интерес к современному искусству, развивать их чувтсво вкуса, расширять кругозор насколько это возможно и т.д. Тогда, спустя лет 10-15 нас еще могут ждать какие-нибудь изменения. А полагаться на нынешнее поколение определенно не стоит, хотя сам я убежден, что на самом деле дальше будет только хуже.

Да, и убери антироботовые картинки - невозможно прочесть что на них и оставить комментарии((

jk  on February 18th, 2009

Кирил, прости я не читал. -)

umnitsa  on February 18th, 2009

Культура, культура и еще раз культура. А вернее ее уровня не хватает в нашей стране практически во всем, что нас окружает. А почему это происходит??? а потому что посмотрите сколько быдла вокруг. Я согласна, что “прекрасное” должно закладываться с детства, но тут речь не только о школе, но и о семье, и всей среде обитания человека. и я очень сомневаюсь по поводу ваших надежд на подрастающее ныне поколение. Нет в наших людях желания созидать. И будет ли оно когда-нибудь не знаю…
Но конечно надо сказать большое спасибо сети, которая позволяет увидеть нам, что не все живут в “совке”(который из русского человека еще долго придется искоренять)

Алексей  on February 19th, 2009

Очевидно, что нет дизайнеров из-за 70-летней политической и информационной блокады (а это несколько поколений).

На сегодняшний день выращивать дизайнеров можно, если выращивать их не в россии :-)

Lormus  on April 27th, 2009

Пост не читал, но у вас тут везде точки в заголовках.

Leave a Comment